Вес якоря, как правило, определяется расчётным методом или по таблицам. Для большинства прогулочных, спортивных и туристских судов можно воспользоваться следующей методикой приблизительного расчёта: водоизмещение судна (в тоннах) следует возвести в квадрат, из полученного числа извлечь кубический корень и полученный результат умножить на 8. Итоговое число определяет рекомендованный вес якоря в килограммах.
Устройство якорное предназначено для удержания судна на месте в точке якорной стоянки.
Выбор типа и варианта комплектации якорного устройства во многом определяется конструктивными особенностями судна и условиями плавания. Как правило, якорное устройство состоит из якоря, якорного каната (цепи) и приспособлений для отдачи/подъема якоря, для хранения и крепления якоря и якорного каната по-походному.
Требования к устройству якорному:
1. Обеспечение надежной стоянки судна на якоре при возможном совместном воздействии ветра, течения и волн.
2. Возможность быстрой отдачи якоря и травления якорного каната на требуемую глубину.
3. Возможность надежного закрепления якорного каната в любой момент отдачи/подъема якоря.
4. Возможность быстрого снятия судна с якоря и подъема якоря на борт.
5. Надежность и удобство хранения и крепления якоря по-походному.
Основные виды якорей для малых судов:
Якорь Адмиралтейский Якорь устойчиво держит на всех видах грунта. Адмиралтейский якорь по держащей силе в 3-4 раза уступает якорям, цепляющимся за дно не одной, а одновременно двумя лапами, например, якорю Денфорта. Недостатком Адмиралтейского якоря является сложность его уборки и крепления по-по- ходному из-за наличия длинного штока и широко поставленных лап. Преимущество – надежность стоянки, меньшая зависимость от характера грунта. |
|
Якорь Дэнфорта Якорь с поворотными, длинными, вытянутыми вдоль веретена лапми (рис. 1б). Такая конструкция позволяет якорю Дэнфорта заглубляться в грунт на глубину в три-четыре раза превышающую длину его лап. Это свойство проявляется при использования якоря на слабом грунте. Пронзив верхний мягкий слой, якорь может заглубиться на несколько метров, и достичь твердого грунта. |
|
Якорь Плуг (CQR) CQR – произношение этих букв соответствует английскому слову secure – безопасный, надёжный. Так изобретатель Тейлор назвал свой якорь. Чаще его называют «якорь Плуг» или «Плуг-Анкер». Якорь состоит из двух элементов: веретена и лемеха. Шарнирное соединение этих деталей рассчи- тано таким образом, что если якорь ложится на дно лемехом вверх, то при натяжении якорного каната он всегда переворачивается и захватывает грунт. Правило: для судов с большой осадкой, высоким надводным бортом и развитой надстройкой – следует выбирать больший вес якоря. |
|
Якорь Брюса Является модификацией однолапового якоря адмиралтейского типа. Плоская лапа якоря Брюса снабжена своеобразными загибами, что позволяет ему зарываться в грунт даже в случае падения на дно боком. Внутренняя сторона веретена этого якоря, обращенная к лапе, заострена подобно режущей кромке меча, что позволяет ему легко входить в грунт. Благодаря сохранению большой держащей силы, в малых весовых категориях этот якорь пользуется популярностью в качестве станового для маломерных судов. |
|
Якорь Холла Якорь с поворотными лапами без штока. Веретено шарнирно крепится в коробке, отлитой вместе с лапами. Тренд имеет приливы, способствующие скорейшему вхождению лап в грунт и ограничива- ющие угол отклонения лап до 40-45 градусов, увеличивая держащую способность якоря. |
|
Якорь типа DC Данную модель якоря отличает превосходная удерживающая сила на любых видах донного грунта. На песчаных и илистых грунтах якорь демонстрирует наибольшую эффективность. Низкий центр тяжести и специальная геометрия якоря обеспечивает ему быстрое зацепление. Якорь DC быстро восстанавливает сцепление с грунтом, даже когда вращение судна приводит к вырыванию якоря. Обладает способностью к увеличению сцепления при усилении ветра. |
|
Якорь-кошка складной Благодаря складной конструкции якорь Кошка удобен при транспортировке и хранении. Этот якорь хорошо держит на каменистых грунтах и может использоваться для поиска и подъёма утонувших тросов, цепей и других предметов методом травления. |
|
Якорь-кошка Якорь-кошка применяется на малых судах. Хорошо держит на каменистых грунтах. Может исполь- зоваться для поиска и подъема затонувших предметов. |
|
Якорь-гриб Применяется на надувных лодках как альтернатива якорю-кошке. Преимуществом данного якоря является безопасность в использовании на лодках из ПВХ, т.к. в отличие от якоря-кошки, риск повредить материал лодки намного ниже. |